Одной из наиболее перспективных технологий является пакетная телефония. Увеличение популярности передачи голоса через пакетные сети связи закономерен на фоне конвергенции сетей связи. Учитывая многообразие возможностей передачи голоса через пакетные сети, одна из технологий может иметь преимущество перед прочими. Это передача голоса в сети IP, или IP-телефония.
Такой вид связи для большинства пользователей означает в первую очередь Интернет-телефонию, или передачу голоса по Интернету. Основная выгода известна – экономия денежных средств при междугородных разговорах благодаря низкой стоимости каналов связи. В этом случае необходимое оборудование стоит недорого, поэтому выгода ощутима. Однако при внедрении технологии IP-телефонии на предприятиях масштаб затрат отличается, что дает повод поговорить о дороговизне таких решений в сравнении с обычными способами. Хотя в таком случае IP-телефония может привести к сокращению расходов при организационных либо кадровых перестановках.
К первостепенным недостаткам IP-телефонии относится отсутствие механизма гарантированного качества обслуживания. Это обратная сторона возможности использования самого распространенного и беспроблемного протокола. В отличие от прочих данных, голосовой трафик достаточно чувствителен к задержкам, а также потерям пакетов. И если в корпоративных сетях обычно достаточно ресурсов, чтобы в полной мере предоставить пользователям сервис хорошего качества, то при использовании сети Интернет для передачи речевых пакетов пропускная способность канала не может обеспечить нормальную связь. На сегодняшний день для обеспечения гарантии качества обслуживания была проведена разработка определенные технологий: многопротокольная коммутация и применение меток (MPLS), протоколы резервирования ресурсов, или RSVP, многие другие. При этом в условиях роста нагрузок на сеть в сочетании с недостаточной емкостью каналов данные технологии не могут полностью обеспечить достаточно качественную передачу речи. И если речь идет об Интернет-телефонии, ее внедрение потребует появления широкополосной сети абонентского доступа.
Суммируя вышесказанное, получается следующий вывод: IP-телефония – это очень удобный метод построения мультисервисной сети, но пока она не в состоянии полностью обеспечить гарантированное качество во время соединений через глобальные сети.