Разновидности IP телефонии, как кажется на первый взгляд, весьма далеки один от другого, но, тем не менее, технология, посредством которой реализуют телефонную связь между абонентами, с требованиями к телефонии, являются объединяющим звеном между каждым из них.
IP телефония на разных объектах отличается способами реализации голосовой связи посредством IP-сети. В этом смысле обычно выделяют такие разновидности IP телефонии:
1) голосовая связь «компьютер-компьютер»;
2) сценарий «компьютер-телефон»;
3) соединение вида «телефон-телефон»;
4) звонки по типу «WEB-телефон».
Такая телефонная связь, которая строится в соответствии с принципом «компьютер-компьютер», является наиболее характерным и одновременно самым простым методом организации IP-телефонии. К основным требованиям к IP телефонии данного типа вполне можно отнести два компьютера, которые оборудованные звуковыми картами, приборами ввода-вывода информации, которые подключены к ЛВС или к Интернет. По данному сценарию, аналоговые голосовые сигналы поступают с микрофонов абонентов в кодирующее устройство, происходит формирование пакета цифровых данных и передача сигналов адресатам через сеть. Данные при приеме подвергаются обратному преобразованию непосредственно в аналоговый сигнал, а затем попадают в динамики компьютеров.
Абонентам телефонной сети «компьютер-телефон» нужно иметь компьютер со звуковой картой с устройством ввода-вывода звуков, а также специальный IP-шлюз, с другой – простой телефон, который находится буквально где угодно. С таким набором технических средств использовать услугу удобнее.
Такой вид IP телефонии, как устройство «телефон-телефон», вообще не подразумевают установку какого-то специализированного оборудования: достаточно обычного IP-телефона. К IP-телефонии, казалось бы, такой вид связи не имеет отношения, но технология IP может проявляться не только в использовании IP-телефонов, но и в том варианте, когда в качестве телефонной линии используют частную IP-сеть.
«WEB-телефон» является еще одной услугой, которую предоставляют провайдеры. Это простой звонок с веб-сайтов. В соответствии с данной технологией вы осуществляете вызов после выбора в Интернет-странице ссылки на имя определенного абонента. Это позволяет всем пользователям сети Интернет связываться напрямую, например, со службой техподдержки.